68)Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь
Признакиправоприменения
осуществляетсяв рамках конкретных правоотношений;
осуществляетсяв установленных государством процессуальныхформах;
сопровождаетсявынесением индивидуальногоперсонифицированного и казуистичногоправоприменительного акта.
являетсягосударственной властной деятельностью,а также деятельностью негосударственныхорганов, наделенных правоприменительнойфункцией в силу закона.
Стадииправоприменительного процесса
установлениефактической основы дела — исследованиевсех существенных юридических фактов;
установлениеюридической основы дела — выборсоответствующей нормы права и установлениееё подлинности (действительности);
принятиерешения по делу;
оформлениеправоприменительного акта, в том числев устной форме
69)Органы, осуществляющие правоприменительную деятельность
- Судебные органы
- Прокуратура
- Органы безопасности
- Органы внутренних дел
- Органы по контролю за оборотом наркотиков
- Таможенные органы
- Органы юстиции
70)Признаки правоохранительной деятельности:
осуществляетсяпри помощи юридических мер воздействия
осуществляетсяв строгом соответствии с законом
осуществляетсяв установленном законом порядке
осуществляетсяспециально-уполномоченными органами
Основныепринципы правоприменительной деятельности
Всилу своей важности и наличия у субъектовправоприменения властных полномочийправоприменительная деятельностьпротекает в соответствии с рядомтребований. Принципы правопримененияв данном случае выступают какосновополагающие идеи, выступающиеобязательными ориентирами в сферереализации права:
-законность (по отношению к юридическойоснове правоприменения);
-обоснованность (по отношению к фактическойоснове дела);
-целесообразность (в достижении целейнаиболее эффективного воздействия наобщественные отношения);
-социальная справедливость (направленностьна стабилизацию общественных отношений,на обеспечение их гармонии) и др.
71)Приуголовно-правовой характеристике икриминологическом анализе этих деянийправосудие обычно рассматривается вшироком смысле.
Имея основным содержаниемдеятельность по охране прав и свободчеловека и гражданина, собственности,общественного порядка и общественнойбезопасности, окружающей среды,конституционного строя РФ, обеспечениемира и безопасности человечества,правосудие осуществляется особымиорганами, имеющими властные полномочия.
При таком понимании к органам правосудияотносятся суды всех уровней, а такжеорганы, непосредственной задачей которыхявляется содействие правосудию. В ихчисло входят органы прокуратуры всехуровней, следствия и дознания,оперативно-следственные структуры МВДи ФСБ.
Кроме того, в состав органовправосудия могут быть включеныподразделения, исполняющие вступившиев силу приговоры, решения, определенияи постановления судов. Следует заметить,что при анализе преступности противправосудия принимаются во внимание какуголовно наказуемые деяния, так и лица,их совершившие. По этим же критериямопределяются уровень, структура, динамикаи другие важные характеристикипреступности.
Осуществлениеправосудия только судом
Всоответствии со ст. 118 Конституции РФ,как отмечено выше, правосудие осуществляетсятолько судом. Данное положениеконкретизируют в ч. 1 ст.
4 Закона осудебной системе, где сказано: “Правосудиев Российской Федерации осуществляетсятолько судами, учрежденными в соответствиис Конституцией РФ и настоящим Федеральнымконституционным законом.
Созданиечрезвычайных судов и судов, непредусмотренных настоящим Федеральнымконституционным законом, не допускается”.
Применительнок разбирательству уголовных делрассматриваемый принцип детализируетсяв ст. 49 Конституции РФ и ст. 13 УПК. Впоследней по данному поводу сказаноследующее: “Никто не может быть признанвиновным в совершении преступления, атакже подвергнут уголовному наказаниюиначе как по приговору суда и в соответствиис законом”.
Другими словами, толькокомпетентный суд, действующий наосновании предписаний закона, может,признать человека виновным и назначитьему уголовное наказание. Что касаетсяотправления правосудия по гражданскимделам, осуществляемого судами общейюрисдикции и арбитражными судами, тоположение, содержащееся в ст. 118 КонституцииРФ и приведенной ч. 1 ст.
4 Закона о судебнойсистеме, также конкретизируется в рядедругих законов, в первую очередь в ГПКи АПК.
Кругорганов, уполномоченных вершитьправосудие, четко ограничен названнымивыше законами (см. § 3 предыдущей главыучебника).
К ним отнесены: Верховный СудРФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховныесуды республик, краевые и областныесуды, суды городов федерального значения,суды автономной области и автономныхокругов, районные суды и мировые судьи,военные суды, а также федеральныеарбитражные суды округов и арбитражныесуды субъектов Российской Федерации.Этот перечень является исчерпывающим.
Государство доверяет отправлениеправосудия только специально уполномоченным(компетентным) органам. Никакие другиегосударственные либо иные органы невправе осуществлять данный виддеятельности, поскольку у них нетсоответствующих полномочий.
Требование,чтобы данный вид государственнойдеятельности выполнялся только судами,имеет в виду также то, что акты правосудия(приговоры или иные судебные решения),которые после вступления в законнуюсилу приобретают общеобязательноезначение, подлежат неуклонному проведениюв жизнь. Отменять или изменять вправелишь вышестоящие судебные органы ссоблюдением строгих процессуальныхправил и гарантий, ограждающих права изаконные интересы граждан, а равноправомерные интересы общества игосударства.
Впервыепринцип осуществления правосудия толькосудом был закреплен в законодательномпорядке в ходе судебно-правовой реформыконца 50-х— начала 60-х гг. Поводом дляэтого послужили выявление и широкаяогласка многочисленных фактов примененияв 20-х – 40-х гг.
и начале 50-х гг. репрессивныхмер (по своей сути это меры уголовногонаказания) к ни в чем не повиннымгражданам.
И делалось это в большинствеслучаев не в судебном порядке с соблюдениемнеобходимых процессуальных гарантийи не судами, называемыми внесудебнымиили квазисудебными органами (“основнымисовещаниями”, “тройками”,”двойками” и т.п.).
В тех условияхне могло быть и речи о какой-то законности,обоснованности и справедливостипринимавшихся решений. Чтобы покончитьс такой практикой, и был провозглашенпринцип осуществления правосудия толькосудом.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6707283/page:38/
Реферат
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Функции арбитражных судов
- Задачи арбитражных судов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.
В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами “О судебной системе Российской Федерации” и “Об арбитражных судах в Российской Федерации” в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.
Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это – налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.
1. Функции арбитражных судов
Арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:
1) разрешение споров, возникающих в процессе
предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.
Новые функции Арбитражного суда, которые возникли в связи с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса (АПК).
Сегодня основная задача арбитражных судов состоит “в эффективной защите нарушенных прав и интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью”.
Для того, чтобы сделать правосудие подлинным, надо было провести четкие разграничения подведомственности, чтобы передать споры с участием акционерных и иных хозяйственных обществ в одну судебную систему.
Кроме того, как выяснилось, в новом АПК зафиксирован чрезвычайно важный для административного судопроизводства принцип доказывания. Он состоит в том, что именно на государственном органе лежит бремя доказывания законности тех актов и действий, которые он предпринял по отношению к предпринимателю.
Введен также новый институт арбитражного заседателя – это будут не люди с улицы, а специалисты, которые должны знать соответствующее предпринимательское дело, чтобы рассматривать сложнейший предпринимательский спор, например, в сфере банковской и кредитной деятельности.
Изменилась и роль прокуроров в арбитражном процессе. Так, раньше прокуроры своими исками совершенно необоснованно вмешивались в частные дела. Теперь они этого делать не могут. Нет больше прокурорского надзора и за судами – отныне прокурорам запрещено вносить протесты.
Предполагается, что возрастет роль мирового соглашения в арбитражном процессе. Если дело тщательно подготовлено на открытой состязательной основе, стороны заранее предвидят результат рассмотрения дела.
Они становятся склонными к компромиссу. В этой ситуации многие истцы отзывают исковые заявления, видя бесперспективность дальнейшего спора. Стороны заканчивают дело миром.
Необходимость в вынесении судебного решения исчезает.
Многих предпринимателей от участия в судах останавливает дороговизна судебных процессов. Чаще процессы затягивает неправая сторона, тем самым увеличивая судебные расходы другой стороны. В новом АПК установлено, что неправая сторона, проигравшая спор, возмещает все судебные расходы другой стороны, в том числе и расходы, связанные с наймом адвоката.
В Арбитражном кодексе предусмотрено использование упрощенных процедур, которые возможны только с согласия сторон. Есть, в частности, бесспорные дела, на которые не стоит тратить время и средства.
2. Основные задачи арбитражных судов
Под основными задачами арбитражных судов субъектов РФ понимаются единые для всех арбитражных судов положения, закрепленные нормами Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в РФ”, обусловленные предназначением арбитражных судов, требующие своего достижения как в организации, так и в деятельности арбитражных судов. В этой связи следует изменить редакцию ст. 5 указанного закона, расширив сферу действия основных задач и распространив их не только на сферу отправления правосудия по экономическим спорам, но и на организацию арбитражных судов.
Основными задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. (табл.1)
Таблица 1
Система арбитражных судов
Первый уровень арбитражных судов | Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции. Общее количество арбитражных судов первого уровня – 81. |
Второй уровень арбитражных судов | Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. |
Третий уровень арбитражных судов |
В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области. |
Четвертый уровень арбитражных судов | Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации. |
Т.о. общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.
На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.
Чтобы защита прав и законных интересов была реальной, необходимо эффективное правосудие. При этом эффективность правосудия должна рассматриваться не в качестве самоцели, а как средство достижения другой цели — защиты нарушенных субъективных, частных и публичных прав и интересов посредством судебной деятельности1.
В специальной литературе эффективность правосудия по гражданским делам определяется как «способность (свойство) правосудия как вида осуществляемой судом в установленной законом гражданской процессуальной форме государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений обеспечивать при определенных условиях достижение социально значимых целей. Эта способность характеризуется отношением фактически достигнутого правосудием уровня целей к нормативно установленному законом»2.
Итак, эффективность представляет собой свойство, благодаря которому достигается поставленная цель. Эффективность правосудия – это показатель его качества, а потому при определении эффективности правосудия следует исходить из его сущности, которую в самом общем виде можно представить как деятельность суда, направленную на достижение предусмотренных законом целей.
Этому способствует наличие процессуальных гарантий — юридических средств, призванных создавать на всех стадиях судопроизводства благоприятные условия для беспрепятственного осуществления предоставленных лицам, участвующим в деле, процессуальных прав.
Такими процессуальными гарантиями выступают основные принципы арбитражного судопроизводства, закрепленные в ст. 5—11 АПК РФ. Представляется, что их реализация в процессе судебного разбирательства в полной мере служит залогом принятия законного, обоснованного и справедливого решения, что, по сути, и означает эффективное правосудие.
В качестве одного из упомянутых принципов закон называет осуществление судопроизводства на основе состязательности. В специальной литературе состязательность определяют как «обеспеченную законом возможность активности сторон в доказывании, где решение об участии в процессуальной «битве» принимает только само лицо, исходя из личного и субъективного понимания собственных интересов».
АПК РФ 2002 г. содержит принцип состязательности сторон при осуществлении судопроизводства. Что же понимается под состязательностью в действующем арбитражном процессуальном законе?
В самом общем виде процессуальный закон требует от сторон доказать свои требования (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Для участия в доказательственной деятельности стороны и другие лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом полномочий (ч. 1 ст. 41 АПК РФ).
Анализ данной правовой нормы позволяет сделать вывод, что более половины процессуальных прав лиц, участвующих в деле, касаются доказательственной деятельности.
Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Важно отметить, что это именно права сторон, которыми они могут воспользоваться, а могут и не воспользоваться.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий; оказывает содействие в реализации их прав; создает условия для всестороннего полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (ст. 9 АПК РФ).
Отсюда задача суда сводится к тому, чтобы в процессе рассмотрения каждого дела установить достоверные сведения о фактических обстоятельствах, характерных для спорного правоотношения, и точно применить к установленным юридическим фактам нормы материального права, т. е. предоставить защиту нарушенным субъективным правам посредством принятия судебного решения либо отказать в такой защите, если будет установлено отсутствие нарушенного субъективного права.
Заключение
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.
Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.
Список используемой литературы
- Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос.юстиция, 2004, № 8, стр.10
- Баталова Л. Окружные арбитражные суды-только во благо // Закон, 2004, № 9, стр.58
- Демьяненко Ф. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства // Экономика и жизнь, 2004, № 37, стр.33
Источник: http://help-stud.ru/ref_arbitrajnie_sudi.php