Федеральный закон об автомобильном транспорте в российской федерации

Закон об автомобильном транспорте РФ

Федеральный закон об автомобильном транспорте в российской федерации

Все городские поездки на наземных видах транспорта регламентируются законодательным актом № 259. ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует деятельность компаний, оказывающих перевозки (регулярные, по заказам и на легковом такси) в сфере городского маршрута.

Федеральный Закон об автомобильном транспорте был принят членами Государственной Думы России 18 октября 2007 года. Сотрудники Совета Федерации приняли и одобрили настоящий законопроект 26 октября. А в законную силу вступил документ № 259 8 ноября 2007. С момента издания в документ периодически вносились поправки, последняя редакция законопроекта приходится на 3 июля 2016 года.

Состоит закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» из 8 глав и 44 статей. Краткое содержание 259 законодательного акта:

  • В первой главе настоящего закона описаны общие положения, такие как предмет регулирования, основные понятия, правила пассажирских перевозок и так далее;
  • Во второй главе документа указываются положения о перевозке грузов, процедура заключения договора о транспортировке, временные рамки по доставке груза и условия хранения;
  • Третья глава отражает правила по регулярным перевозкам, содержит виды регулярных перевозок, условия по продаже билетов, нюансы по возврату забытых вещей;
  • Глава четвертая настоящего закона характеризует условия по перевозке пассажиров и багажа по заказу;
  • В пятой главе указываются правила перевозки пассажиров на легковом такси;
  • Шестая глава обуславливает ответственность перевозчиков и иных лиц, участвующих в перевозке;
  • В седьмой главе описывается процедура подачи актов, претензий и исков;
  • Восьмая глава обуславливает заключительные положения закона.

Вышеуказанные главы регламентируют отношения участников автомобильной транспортной системы Российской Федерации.

Согласно законодательным нормам России, все транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов обязаны соблюдать правила перевозки. Требования к водителю (перевозчик):

  • наличие водительских прав соответствующей автотранспортной категории;
  • стаж вождения должен быть от трех лет.

Общие правила перевозки взрослых людей, согласно 259 закону:

  • перевозить положено определенное количество человек, соответствующее количеству обустроенных мест;
  • водитель перед началом поездки обязан рассказать пассажирам правила о посадке, поездке, размещения в салоне и о высадке;
  • по закону, водитель может начать движение по маршруту, убедившись, что соблюдены все условия безопасности;
  • при перевозке детей должна быть табличка на корпусе авто с надписью «Дети», в салоне автомобиля должен находиться хоть один взрослый;
  • посадка и высадка проводится при полной остановке городского автомобильного транспортного средства;
  • движение, после остановки автобуса, начинается после закрытия всех дверей.

Настоящий закон регламентирует не только правила перевозки взрослых и детей, но также и городскую автомобильную транспортировку грузов. ФЗ № 259 ссылается на Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, содержащий требования к перевозимым грузам.

Некоторые из обязательных требований при доставке груза автомобильным транспортным средством:

  • Должно быть хорошее и достаточное крепление. Это необходимо, чтобы груз не повредился и не выпал во время движения автомобильного транспортного средства;
  • При креплении и установке груза на автомобильное транспортное средство, не должна быть нарушена устойчивость машины;
  • Необходимо так закрепить груз, чтобы он не создавал помехи для управления автомобильным транспортным средством;
  • Груз не должен создавать шум и пыль.

Чтобы узнать все нюансы о перевозках на автомобильных транспортных средствах, необходимо более детальное изучение настоящего законодательного акта. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» можно по ссылке.

Ознакомьтесь  Закон о лизинге: действующая редакция

Последние изменения, внесенные в 259 ФЗ «Устав автомобильного транспорта»

Правительство России периодически пересматривает законопроекты, внося в них изменения, дополнения и поправки. Своевременная корректировка законов необходима, чтобы документ был актуальным во все времена. И ФЗ № 259 не исключение. В июле 2016 года в рассматриваемый закон были внесены изменения.

Статья 3.1 Закона об автомобильных перевозках

Положения настоящей статьи гласят о проведении надзора за наземным видом общественного автомобильного транспорта. Осуществлять контроль вправе уполномоченные лица исполнительной власти. Согласно закону, внеплановый надзор положено проводить при наличии оснований:

  • если в орган государственного контроля поступило заявление о случившимся ДТП по вине перевозчика, с причинением вреда людям, животным, растениям;
  • если есть приказ от руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки;
  • если истек срок исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (в новой редакции был введен этот пункт под номером 3.1).

Работники органа государственного контроля, согласно положениям настоящего закона об автомобильном транспорте, вправе:

  • запрашивать у участников перевозки (юридические лица, ИП и т.д.) любую документацию, необходимую для проверки;
  • проводить мероприятия, направленные на осуществление проверки, предъявив при этом служебное удостоверение;
  • по окончанию проверки выдавать участникам перевозки (юридическим лицам, ИП и т.д.) предписания на устранение выявленных нарушений;
  • оформлять протоколы об административных нарушениях и принимать меры, направленные на предотвращение нарушений;
  • составлять документацию о нарушениях и направлять ее в уполномоченные учреждения для возбуждения уголовных дел;
  • оформлять иски о выплате компенсации из-за случившихся нарушений.

5 статья 259 Закона

Положения данной статьи указывают на разновидности перевозок пассажиров и багажа:

  • регулярные перевозки;
  • перевозки по заказам;
  • перевозки на легковом такси.

В настоящую статью изменения не вносились с момента издания законопроекта.

Статья 6 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» 

6-ая ст характеризует путевые листы. В ней указывается, что путевые листы и их оформление утверждается федеральным органом исполнительной власти. По закону, нельзя осуществлять транспортировку людей, багажа и грузов по средствам автомобильного наземного транспорта без путевого листа.

В последней редакции в ст 6 поправки не вносились.

21 статья закона об автомобильном транспорте

В 21 статье Федерального Закона № 259 содержатся правила по перевозке детей. Взрослый пассажир при езде на общественном автомобильном транспорте вправе:

  • перевозить с собой детей до 7 лет бесплатно, но без предоставления отдельного места для ребенка;
  • бесплатно перевозить с собой одного ребенка возрастом до 5 лет;
  • если в ТС не предусмотрена поездка детей без предоставления им мест, то взрослый пассажир вправе перевезти с собой двух детей, возрастом до 12 лет, на отдельных сидениях за плату 50% от полной стоимости билета;
  • взрослый обязан при себе иметь документы, подтверждающие возраст ребенка.

С момента опубликования настоящего закона, в 21 статью поправки не вносились.

Закон об автомобильном транспорте РФ — обзор законодательства на 1DriveNews.ru.

Источник: https://1drivenews.ru/zakon-ob-avtomobilnom-transporte-rf/

Транспортное законодательство: основные положения и требования

Федеральный закон об автомобильном транспорте в российской федерации

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения.

Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом.

Рассмотрим далее его особенности.

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК.

В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств.

Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР.

Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов.

Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные.

К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов.

Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств.

Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения.

В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК.

Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов.

Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти.

Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта.

Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах.

В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1402406137893751657/transportnoe-zakonodatelstvo-osnovnye-polozheniya-i-trebovaniya/

Описание закона

Федеральный Закон об автомобильном транспорте был принят членами Государственной Думы России 18 октября 2007 года. Сотрудники Совета Федерации приняли и одобрили настоящий законопроект 26 октября. А в законную силу вступил документ № 259 8 ноября 2007. С момента издания в документ периодически вносились поправки, последняя редакция законопроекта приходится на 3 июля 2016 года.

Состоит закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» из 8 глав и 44 статей. Краткое содержание 259 законодательного акта:

  • В первой главе настоящего закона описаны общие положения, такие как предмет регулирования, основные понятия, правила пассажирских перевозок и так далее;
  • Во второй главе документа указываются положения о перевозке грузов, процедура заключения договора о транспортировке, временные рамки по доставке груза и условия хранения;
  • Третья глава отражает правила по регулярным перевозкам, содержит виды регулярных перевозок, условия по продаже билетов, нюансы по возврату забытых вещей;
  • Глава четвертая настоящего закона характеризует условия по перевозке пассажиров и багажа по заказу;
  • В пятой главе указываются правила перевозки пассажиров на легковом такси;
  • Шестая глава обуславливает ответственность перевозчиков и иных лиц, участвующих в перевозке;
  • В седьмой главе описывается процедура подачи актов, претензий и исков;
  • Восьмая глава обуславливает заключительные положения закона.

Вышеуказанные главы регламентируют отношения участников автомобильной транспортной системы Российской Федерации.

Согласно законодательным нормам России, все транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов обязаны соблюдать правила перевозки. Требования к водителю (перевозчик):

  • наличие водительских прав соответствующей автотранспортной категории;
  • стаж вождения должен быть от трех лет.

Общие правила перевозки взрослых людей, согласно 259 закону:

  • перевозить положено определенное количество человек, соответствующее количеству обустроенных мест;
  • водитель перед началом поездки обязан рассказать пассажирам правила о посадке, поездке, размещения в салоне и о высадке;
  • по закону, водитель может начать движение по маршруту, убедившись, что соблюдены все условия безопасности;
  • при перевозке детей должна быть табличка на корпусе авто с надписью «Дети», в салоне автомобиля должен находиться хоть один взрослый;
  • посадка и высадка проводится при полной остановке городского автомобильного транспортного средства;
  • движение, после остановки автобуса, начинается после закрытия всех дверей.

Скачать 259 Федеральный Закон

Настоящий закон регламентирует не только правила перевозки взрослых и детей (скачать 220 ФЗ об организации регулярных перевозок можно тут: ), но также и городскую автомобильную транспортировку грузов. ФЗ № 259 ссылается на Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, содержащий требования к перевозимым грузам.

Некоторые из обязательных требований при доставке груза автомобильным транспортным средством:

  • Должно быть хорошее и достаточное крепление. Это необходимо, чтобы груз не повредился и не выпал во время движения автомобильного транспортного средства;
  • При креплении и установке груза на автомобильное транспортное средство, не должна быть нарушена устойчивость машины;
  • Необходимо так закрепить груз, чтобы он не создавал помехи для управления автомобильным транспортным средством;
  • Груз не должен создавать шум и пыль.

Ознакомьтесь  «Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ

Чтобы узнать все нюансы о перевозках на автомобильных транспортных средствах, необходимо более детальное изучение настоящего законодательного акта. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» можно по ссылке.

Закон и порядок
Добавить комментарий