Приказ о режиме работы в каникулы

Работа педагога на каникулах

Приказ о режиме работы в каникулы
May 24, 2018 · 6 min readФото с сайта Педакадемия.рф

В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?

Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.

Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».

Каков график работы педагога на каникулах?

Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.

Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:

  • режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).

Что входит в ненормированную часть?

Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.

Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).

Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).

Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.

Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?

Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.

Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.

Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.

Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.

Как оплачивается труд во время каникул?

В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.

Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.

Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.

Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.

За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.

Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как оплачивается переработка?

Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

К чему могут привлечь педагога в период каникул?

В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).

Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?

Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.

Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.

Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.

Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2018-05-24T14:31:01.526Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*FMapQVilcE6C-pm8AjTg-Q.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/yr-e6aa97432089″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы образовательной организации в этот период. Процедура…”,”word_count”:1164,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/yr-e6aa97432089

Режим рабочего времени педагогических работников в школе

Приказ о режиме работы в каникулы

Сколько несправедливых нареканий вынуждены выслушивать педагоги, когда речь заходит о норме рабочего времени педагогических работников.

Обыватели упрекают учителя в том, что школе он проводит «полдня», а представителям других профессий приходится работать в восьмичасовом режиме. Это стороннее замечание необъективно.

Интересно, что даже сами педагоги (речь идет о начинающих) могут не знать, что рабочее время педагогических работников составляет 36 часов в неделю. Именно так, а не 18 (если у вас ставка) или немногим больше при дополнительной нагрузке.

Что такое режим рабочего времени

В должностной инструкции учителя есть такая графа – «продолжительность рабочего времени». Будьте внимательны к ней, когда читаете документ, регламентирующий вашу деятельность. В эти часы входит ставка учителя, на сегодняшний день она составляет 18 часов. Если ваша нагрузка меньше, до ставки вы не добираете, если больше – то работаете сверх ставки.

Остальные часы считаются «другой частью педагогической работы». В это определение входит и проверка тетрадей, и консультационная работа, и исправление и работа с учащимися внеурочно, и дежурства в школе, и родительские собрания, и педсоветы и пр. Наконец, сюда же можно вписать объемную и творческую составляющую работы учителя – непосредственно подготовку к урокам.

В положении о режиме рабочего времени педагогических работников отмечено следующее:

  • другая часть педагогической работы сотрудников относится деятельность, не конкретизированная по часам;
  • это работа, которая предусматривается квалификационными характеристиками по конкретной должности;
  • должностные обязанности педработников, в свою очередь, определяют трудовые договоры и должностные инструкции.

Это значит, что если ваша ставка и есть 18 часов, то в идеале в 36 часов рабочего времени укладываются и 18 часов на другую часть педагогической работы. Но такая гармоничность распределения времени, нагрузки присутствует не всегда. И если человек работает на полторы ставки, или чуть меньше, его рабочий день просто вынужден превращаться в ненормированный.

36 часов в неделю или больше?

Финансовая реальность работы учителя такова, что на 18 часов, то есть на ставку, прожить очень трудно. Учителя вынуждены бороться за допнагрузку, которая дает приемлемую зарплату, но забирает слишком много времени.

Учитель, который, например, работает на 27 часов в неделю, не может отказаться от другой части своих обязанностей. Он не может не пойти на педсовет, мотивируя это тем, что его рабочее время окончилось. И это обстоятельство не просто делает ненормированным рабочий день учителя, оно в некоторых случаях приводит к снижению качества знаний.

Есть и такой фактор как административная политика. Продолжительность рабочего времени педагогических работников – это иногда политика руководства школы.

Как распространена ситуация, когда директоры и завучи чуть ли не «ночуют» в школе, и требуют того же от подчиненных.

Конечно, их требования не должны спорить с законом, но беспокоясь за сохранность рабочего места, многие учителя вынуждены соответствовать этим несправедливым требованиям.

Наконец, педагог, который работает по шестидневной сетке, фактически остается без выходного. Ведь на единственный выходной все равно остается нагрузка – написать планы, сделать отчеты и т.д. Это все приводит к выгоранию специалистов, к профессиональному перенапряжению.

О методическом дне

Методический день не равно выходной. В этот день у учителя в расписании не стоит уроков. Хотя администрация может его вызвать на замену, если другой педагог заболел или уехал. Опять же, если в школе проходит внеклассное мероприятие, то учителя могут вызвать в методический день – и он не вправе отказаться.

Чем же должен заниматься педагог в методический день:

  • проверка тетрадей;
  • составление планов;
  • подготовка отчетной и аналитической информации;
  • организация работы с родителями;
  • посещение библиотеки и т.д.

Особенности рабочего времени педагогических работников предполагают индивидуальную адаптацию учителя к его графику: кто-то справляется с другой деятельностью педагога и вечером, и в выходной день, потому в свой методический может отдохнуть. Но отдых заканчивается ровно тогда, когда вас вызывают в школу – отказаться вы не можете.

«Окна» в расписании

«Окнами» называют урочное время, когда учитель свободен. И этот простой, конечно, не оплачивается. Каждый педагог хочет оптимальной рабочей сетки: чтобы «окон» было поменьше, уроки шли один за одним. Но так бывает редко.

Потому учитель делает «окошко» методическим часом. В это время можете проверять тетради, беседовать с родителями, обедать, наконец. Но учитель может использовать это время и для подработки: если ставят на замену, например.

Что говорит об «окнах» в расписании регламентирующая документация:

  • составляя графики рабочего времени педработников, не допускаются перерывы в рабочем времени более двух часов подряд (не сопряженные с приемом пищи);
  • составляя расписание, образовательная организация исключает нерациональные затраты времени педагогов, дабы не нарушить их непрерывную последовательность и не образовать длительных перерывов между каждым занятием;
  • длительные перерывы в рабочем времени педагога возможны в расписании лишь по письменному заявлению педработника.

То есть закон, описывая нормы часов рабочего времени педагогических работников, запрещает составлять расписание с «окнами» более двух часов подряд. И представители администрации, составляющие расписания, следуют этому предписанию.

Работа в каникулы и карантин

Нет уроков – но в школу ходим! Это правильный слоган работы педагога на каникулах. Каникулярное время не влияет на выработку часов. В школе в этот период учитель должен проводить не меньше 4 часов в день. Это такое же рабочее время, которое полноценному педагогу оплачивается.

Чем конкретно будет заниматься учитель в этот период, зависит от политики школы. Иногда педагогам дают возможность спокойно заняться методической работой, заполнить отчетную документацию и доделать прочую «бумажную» работу, которой учитель немало загружен сегодня.

Но чаще администрация составляет особый план на каникулы, где каждый день расписан, и заниматься внеурочной работой учитель снова вынужден дома.

Чем может школа «загрузить» учителя на каникулах:

  • участие в работе творческих групп, проективной деятельности;
  • подготовка к городским конкурсам и фестивалям, а также конкурсам иного масштаба;
  • организация и участие в педсоветах разной направленности;
  • организация и участие в семинарах (например, каждые каникулы школа проводит семинар «Эффективный учитель», где коллеги делятся своим опытом, пополняют арсенал знаний теоретической и практической направленности);
  • работа с родителями (к примеру, посещение классным руководителем своих учеников с целью контроля безопасного каникулярного времени);
  • участие в методической работе – проведение методобъединений и т.д.

И это, безусловно, весьма приблизительный, далеко не полный перечень той работы, что выполняет учитель на каникулах.

Администрация издает приказ о режиме рабочего времени педагогических работников в каникулярный период. Если один день каникул школа разрешает провести как выходной, то это не спонтанное решение, а регламентированное. Учителя получают законный методический день на каникулах.

Если вы как классный руководитель планируете в каникулярное время поехать с ребятами на экскурсию или как-то иначе провести время с классом в рамках познавательных и досуговых мероприятий, заранее уведомите об этом администрацию. Вы должны написать заявление на имя директора, а руководство должно его подписать, разрешив или не разрешив организацию мероприятия.

Режим рабочего времени при карантине

Период карантина сравним с каникулярным временем. Да, субъективно учитель более свободен, нежели в каникулярный период. Администрация планирует работу на каникулах, но карантин – это внезапный простой. В это время нельзя организовать лагерь (который и определяет, чем будет заниматься учитель в каникулярное время), нельзя организовать иную работу с учениками.

Правило то же: как минимум, 4 рабочих часа педагог проводит на рабочем месте. Проверка тетрадей, планирование уроков – эта работа становится более доступной во время карантина.

Важно! Если карантин объявили в городе, то власти зачастую решают продлить учебный год. Это решение принимает не школа, и повлиять на него трудно. Все зависит от длительности карантина.

Спорные вопросы

Об особенностях режима рабочего времени педагогических работников порой речь заходит в суде. Так случается, если права учителя нарушаются администрацией.

Это тонкий, деликатный вопрос, нередко педагоги проигрывают такие суды. Разумно сказать, что еще до выбора профессии стоит принять тот факт: ненормированный рабочий день – это пока данность.

Законодательно все выглядит упорядоченно, но на практике трудно уложиться в строгие рамки.

Рекомендации педагогам:

  1. Когда выпускается приказ о рабочем времени педагогических работников, ознакомьтесь с ним. Можете даже сфотографировать на телефон, чтобы в случае спорных вопросов у вас была начальная аргументация.
  2. Режим рабочего времени педагогических работников не является предметом принуждения. Конечно, если не готовы взять ставку, хотя изначально пришли трудиться в школу как в основное место работы, администрация вправе предложить вакансию работнику, готовому трудиться на полную ставку. Но если есть веские обстоятельства для того, чтобы взять сниженную нагрузку, вежливо и своевременно ознакомьте с ними руководство.
  3. Если в нагрузку вам дали классное руководство, будьте готовы, что «чистых» выходных может и не быть. Если с учеником произошло ЧП, если родители звонят в ваш выходной день (хоть это и не вежливо), придется работать, отодвигая другие дела. Потому рекомендуется на первом родительском собрании озвучить пожелания: например, звонить в выходной только в случае, не терпящем отлагательства.
  4. Твердо оценивайте возможности – готовы ли вы трудиться на полторы ставки, а то и больше? Перспектива нагрузки заманчива с точки зрения денег, но ведет к профессиональному выгоранию.

Если вы не только педагог, а представитель школьной администрации, вас отзывают даже в отпуске. К сожалению, нередки случаи, когда с ребенком происходит ЧП летом, и заместителя директора по воспитательной работе отзывают с отпуска.

И чаще выносят выговор с занесением.

Справедливо ли это? Правильно ли что за недостаточное внимание и неверно проведенную воспитательную работу работник отвечает во время трудового отпуска? Поспорить можно, но выиграть дело – крайне трудно.

Каждый педагог должен быть в курсе собственных прав и обязанностей. Ваше рабочее время – это 36 часов в неделю, в которые включена и урочная, и внеурочная деятельность, и работа с родителями, и подготовка планов, и методическая деятельность, и самообразование.

Источник: https://www.menobr.ru/article/5433-qqe-16-m8-osobennosti-rejima-rabochego-vremeni-pedagogicheskih-rabotnikov

Закон и порядок
Добавить комментарий