Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

Сфера опеки и попечительства: проблемы и перспективы

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения
23 Мая 2018 10:38

22 мая в Новосиле состоялось совместное расширенное заседание комитетов по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями и комитета по местному самоуправлению и Регламенту.

Общими для двух комитетов стали вопросы, включённые в основную повестку дня: о наделении органов местного самоуправления отдельными госполномочиями в сфере опеки и попечительства, и обеспечении деятельности административных комиссий.

С информацией по первому вопросу участников познакомила руководитель Департамента соцзащиты населения, опеки и попечительства Ирина Гаврилина.

В частности, она рассказала, что за первый квартал 2018 года выявлено 65 детей, оставшихся без попечения родителей, 77 (от общего количества) устроены в семьи, 16 из них — в приёмные, 5 детей были усыновлены.

В качестве первоочередных мер господдержки данной категории детей предусмотрены ежемесячное пособие, вознаграждения приёмным родителям. На эти цели в 2017 году было израсходовано более 165 млн рублей.

Данные выплаты с 1 января индексируются.

Для детей-сирот предусмотрены и иные формы выплат, среди которых материальное пособие при поступлении на обучение, при трудоустройстве, а также единовременная выплата на ремонт жилого помещения в размере 50 тысяч рублей.

Анатолий Крючков, председатель комитета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями:

«Все вопросы, так или иначе касающиеся проблем в сфере опеки и попечительства, с учётом их социальной значимости, находятся под особым контролем как облсовета в целом, так и комитета в частности, поэтому практика проведения подобных заседаний комитета по направлению деятельности, несомненно, будет продолжена.

Наша задача — собрать и проанализировать различные точки зрения по данной теме, чтобы к моменту внесения законопроекта иметь сформированную позицию».

Свою точку зрения по вопросу высказали и представители профильных отделов районных администраций Залегощенского, Верховского, Корсаковского муниципальных образований.

Юлия Яблонская, специалист опеки и попечительства администрации Залегощенского района: «Те или иные проблемы есть в каждом районе, это и недостаточное финансирование на приобретение жилых помещений, и низкая заработная плата специалистов».

Елена Змейкова, заместитель главы администрации Новосильского района по соцвопросам: «Среди основных проблем — нехватка средств на соцгарантии нашим специалистам, есть вопросы и к построению структуры».

Подводя итог выступлений, вице-спикер облсовета Михаил Вдовин отметил, что все указанные проблемы имеют место. Для корректировки ситуации необходимо совместными усилиями выстроить понятную систему, не забывая при этом о достойной оплате труда.

Валерий Савин, председатель комитета по местному самоуправлению и Регламенту:

«Добавлю, что внесение изменений требуется и в методику определения объёма бюджетных средств, которые необходимо передавать органам местного самоуправления для реализации полномочий. Как показала практика, выделяемых на сегодня средств явно недостаточно.

Наша задача — коллегиально найти способ эту ситуацию исправить. Думаю, консенсус будет найден и методика расчёта изменится в сторону увеличения. При этом следует учесть, что на многие расходы, например, на транспортные и ГСМ, средства не заложены в принципе».

Среди рекомендаций комитетов — проведение профильным Департаментом анализа поступивших замечаний с внесением предложений в областной Совет по изменению методики расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов городских округов из областного бюджета для осуществления госполномочий. Также предполагается предусмотреть увеличение штатных единиц и увеличение заработной платы работников, осуществляющих переданные полномочия.

В работе комитета приняли участие депутаты: Михаил ВдовинВадим СезинЕлена АстаховаВячеслав МорозовЮлия МальфановаАнатолий КрючковАндрей КуцынЕвгений МельникИрина ПашковаПавел Боринов, а также главы Новосильского, Залегощенского, Верховского и Новодеревеньковского районов.

Справочно:

На 1 мая 2018 года в области насчитывается 2105 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1680 находится на воспитании в семьях, в том числе в семьях опекунов и попечителей — 997, в приёмных — 683 ребёнка.

По состоянию на 1 апреля 2018 года на учёте на обеспечение жилыми помещениями стоят 1328 человек, из них 881 — совершеннолетние граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями.

Источник: http://oreloblsovet.ru/events/sfera-opeki-i-popechitelstva-problemyi-i-perspektivyi.html

Глава 1. Становление и развитие опеки и попечительства

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

64

Введение

вРоссии

1.1.История развития опеки и попечительствав России

1.2.Современная опека и попечительство

Глава 2. Органы опеки и попечительства в рф

2.1.Понятие и цели органов опеки ипопечительства

2.2.Источники правового регулированияопеки и

попечительстванад несовершеннолетними

2.3.Структура органов опеки и попечительства

2.4.Организация работы органов опеки ипопечительства

Глава 3. Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1.Освобождение и отстранение опекунов ипопечителей

отисполнения ими своих обязанностей

3.2.Прекращение опеки и попечительства

Введение

Актуальностьтемы исследования.В настоящий момент, учитываясоциально-экономическое положение внашей стране, проблема опеки ипопечительства над несовершеннолетнимиявляетсякакникогда актуальной.

Попричине общего социально-экономическогонеблагополучия особую тревогу вызываетположение детей-сирот, выпускниковшкол-интернатов. Практика, используемаясегодня в социальной работе с семьей,когда процессы распада деградации вней носят необратимый характер, неснижает уровня процесса социальногосиротства.

Разрушительный для судьбыребенка развод родителей и прекращениесемейных отношений не компенсируетсявременным решением проблемы питания ивоспитания в государственном учреждении,напротив создает проблему постинтернатнойжизни, которая приводит многих сирот ксоциальной депрессии и ставит их напуть асоциального поведения и дажесуицида.

Семья– самое важное, что есть у ребенка. Дети,лишенные любви и заботы родителей, неспособны стать полноценными членамиобщества.

Семья традиционно представляласькак оплот всего необходимого для ребенка– воспитания, содержания, заботы, защитыего самого и его прав. Забота о семье ивоспитании детей всегда являлась однойиз главных задач нашей страны.

Опека(попечительство) представляет собойодну из форм семейного воспитания детей,лишившихся родительского попечения.

Опекаи попечительство – это, во-первых,правовой институт, т.е. совокупностьнорм, регулирующих соответствующиеотношения, во-вторых, деятельностьсоответствующих органов, опекунов ипопечителей по защите прав и законныхинтересов подопечных (т.е. лиц, надкоторыми установлена опека илипопечительство).

Данныйправовой институт охватывает широкийкруг вопросов , которые связаны и ссемейным , и с гражданским законодательством.Понятие опеки и попечительства тесносвязаны друг с другом. В обоих случаяхречь идет о лицах недееспособных илиограниченно дееспособных .

Нормы,регулирующие опеку и попечительство,излагаются в одних и тех же законодательныхактах , а их решением занимаются одни ите же государственные органы – органыопеки и попечительства.

Одинаковымявляется и порядок выбора и назначенияопекунов, их обязанность защищать правасвоих подопечных. Тем не менее, междуопекой и попечительством существуютнекоторые различия.

В связи с тем, чтоопеку назначают над недееспособнымигражданами, опекуны осуществляют от ихимени все юридические действия, в товремя как попечитель является лишьпомощником своего подопечного.

Втечение многих лет законодательствооб опеке и попечительстве практическине изменялось.

Формирование новогоотечественного гражданскогозаконодательства в начале 90-х-годов,изменившее наши представления о многихинститутах гражданского права, положенийоб охране прав и интересов недееспособныхили не полностью дееспособных лиц, почтине коснулось.

К числу произошедшихперемен можно отнести: появление правило доверительном управлении имуществомподопечных, устранение понятия “опеканад имуществом” Наиболее значимымдля института опеки и попечительстваизменением является “перемещение”его основных положений в гражданскоезаконодательство.

Изучиввышесказанное, мы видим, что тема даннойдипломной работы является действительноактуальной.

Степеньизученности проблемы. Важнейшиепо своей содержательной глубине иперспективному значению разработки вобласти опеки и попечительстваразрабатывались целым рядом известныхученых. Можно выделить работы такихученых, как М.В. Антокольской, А.П.Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной,А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многихдругих.

Даннойпроблеме были посвящены специальныеиздания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова идругие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .

Объектомисследованийявляется институт опеки и попечительствав РФ.

Предметомнастоящей работы является современноезаконодательство, регулирующее нормыопеки и попечительства.

Исходяиз актуальности данной проблемы, цельпроводимого в дипломной работеисследования – анализ института опекии попечительства в России: его становление,развитие и действие в настоящее время.

Всоответствии с указанной целью былипоставлены следующие задачи:

-изучитьисторию развития опеки и попечительствав РФ

-рассмотреть структуру и организациюработы органов опеки и попечительствав РФ

-раскрыть основания и порядок установления,изменения и прекращения опеки ипопечительства над несовершеннолетними;

-осветить права детей, находящихся подопекой (попечительством);

-охарактеризоватьправа и обязанности опекуна (попечителя).

Законодательноерегулирование выбранной темы работыосуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

Впроцессе исследования использовалисьобще- и частнонаучные, а также специальныеметодыпознания.Общими являются методы анализа и синтеза,наблюдения и сравнения. В качествеобщенаучных методов, используются методструктурного анализа, системный иисторический методы.

В качествечастнонаучного метода выступилконкретно-социологический. К специальнымметодам, которые используются в работе,следует отнести формально-юридическийметод, методы правового моделирования,различные способы толкования права.

Данные методы помогают наиболеепоследовательно и полно рассмотретьразличные аспекты опеки и попечительствав рамках цели и задач исследования.

Структуравыпускнойквалификационной работы: выпускнаяквалификационная работа состоит извведения, 3 глав, включающих в себя 8параграфов, заключения и спискалитературы.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4170537/

Актуальные проблемы детей-сирот в России

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

Взять ребенка под опеку решается далеко не каждый россиянин. А ведь те, кто все же решил стать приемными родителями или усыновителями, спасают малыша от большой психологической травмы и помогают ему избежать «душевной инвалидности». Психологи утверждают, что давно пришло время попрощаться с такой системой воспитания детей, как интернаты и детские дома.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности.

Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство.

Но и здесь маленького человечка и его будущих родителей ждет ряд проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Почему в Европе забывают про интернаты?

Психологи давно доказали, что никакие вливания со стороны в детские дома, интернаты и приюты не дают детям самого главного – того, что может дать усыновление, опека или попечительство. Под вливанием со стороны подразумевается материальная и волонтерская помощь, а также другие виды финансовой поддержки или людские ресурсы.

Самое главное для ребенка любого возраста – это семья, любовь, внимание близкого человека. Психологическое состояние ребенка в детских домах можно назвать болезненным почти в 100% случаев. Самый распространенный диагноз ребенка-сироты – отставание в развитии и эмоциональные нарушения, что возникают в результате дефицита индивидуальных отношений.

Проще говоря, каждому ребенку необходимо внимание и пример взрослого. Еще одной проблемой является судьба детей, которые так и не оказались под опекой и покидают приюты с наступлением совершеннолетия.

Тогда они особенно остро могут ощущать на себе ненужность обществу и, как следствие, находят выход в асоциальном образе жизни или даже представляют опасность обществу.

Какой же выход из сложившейся ситуации? Усыновление и опека. Постепенный отказ от интернатного типа воспитания детей дает положительный результат всем: детей он избавляет от умственного отставания, делая полноценными личностями. Общество он лишает потенциальной опасности и прекращает существование одного из самых больших источников возникновения преступности.

Как реформировать процесс усыновления и опеки?

В 2010 году в Германии прошел Всемирный конгресс по психическому здоровью детей. Одна из основных проблем, рассмотренных на конгрессе – это реорганизация интернатов по всему миру, опека и попечительство. Но каким именно образом возможно провести реформы? Кажется, на сегодняшний день в России просто нереально отойти от многолетней традиции детских домов. Все же выход есть.

Первым шагом в реорганизации интернатов должен стать вывод детей в семьи (семейные воспитательные группы, приемные семьи, опека со стороны родственников, возврат в кровные семьи). В Китае, к примеру, этот процесс начался относительно недавно, и на данный момент там осталось всего лишь 370 домов ребенка. Большинство детей уже давно под опекой приемных семей.

Дети, оставшиеся в интернатах, чаще всего имеют нарушения состояния здоровья, но и их число сокращается. Приюты перестраивают под жилые дома. Создается целая система «профессиональных родителей». Условия опеки перестают быть слишком суровыми. В Словении более 20 лет назад были закрыты детские дома для детей до 3 лет. Мир находит все новые и новые способы оставить интернаты в прошлом.

Россия не должна оставаться исключением.

Актуальной проблемой является вопрос выплат приемным семьям. Как заверяют эксперты, многих мотивирует взять ребенка под опеку именно денежное вознаграждение, которое полагается опекунам.

В США, к примеру, заключение опеки подразумевают оплату семьями десятков тысяч долларов государству. Но это не отталкивает граждан от усыновления и опеки.

В России же стоит вопрос, что больше нужно этой семье – ребенок или выплата на его содержание? Тем не менее, многие семьи настаивают на том, что без поддержки государства опека над ребенком была бы невозможна.

Лишение выплат лишь усугубит проблемы опеки, вместо сокращения числа интернатов. Но повышать выплаты приемным семьям также не стоит, как заверяют эксперты, ведь лучше вложить эти деньги в реформирование самой системы и ликвидации интернатного типа учреждений.

Установление опеки и попечительства

Упрощение процесса опеки и попечительства является еще одним ключом для решения актуальной социальной проблемы. Для того чтобы усыновить ребенка, родителям может понадобиться целый год. Порядок опеки несколько упрощен и нуждается в затрате меньшего количества времени, так как не требует решение суда.

Но опека и попечительство над детьми несколько уменьшает права ребенка в семье. Родители состоят в неких договорных отношениях с органами опеки и обеспечены оплатой за выполнение взятых на себя обязанностей. Опека и попечительство не дает права записывать ребенка в своем паспорте, давать ему свою фамилию и отчество.

Договор опеки прописывает все права и обязанности опекунов, социальные службы наблюдают за семьей все время пребывания в нем ребенка. Именно поэтому усыновление приоритетнее опеки. Если одного ребенка желают взять к себе две семьи, но одна желает его усыновить, а другая взять под опеку, то приоритет отдадут первой.

По этой же причине детей до года не разрешают брать под опеку и попечительство, ведь существует большая вероятность того, что они обретут полноценную семью.

Социальная опека и попечительство в России

Отдел опеки и попечительства – связующее звено между ребенком из детского дома и приемной семьей. Орган опеки и попечительства является органом исполнительной власти РФ, который выполняет функции опеки и попечительства. В Иркутской области существует Министерство опеки и попечительства, которое занимается решением вопросов детей-сирот.

Все вышеперечисленные органы направлены на обеспечение быстрого решения вопросов опекунства. На деле же граждане сталкиваются с множеством бюрократических проблем, которые ставит перед ними отдел опеки и попечительства. Некоторые из них даже заставляют отказаться от приемных детей. Какие документы необходимо иметь перед тем, как обратиться в отдел опеки и попечительства?

  • заявление;
  • паспорт;
  • автобиография;
  • фотография 30*40;
  • свидетельство о браке;
  • медицинская справка о состоянии всех членов семьи, где будет проживать ребенок;
  • письменное согласия родителя (если они живы и нет решения суда о их недееспособности) о том, что они согласны в назначении вас опекуном;
  • письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи с тем, что с ними будет проживать опекаемый;
  • справка с места роботы о занимаемой должности, а так же о сумме ваших доходов;
  • копия декларации о доходах;
  • характеристика жилищного состояния вашей жилплощади и справка о составе семьи;
  • техпаспорт жилищного помещения, где будет проживать приемная семья.

Управление опеки и попечительства «Люберцы» является одним из лучших примеров работы подобных органов в стране. На сайте отдела опеки и попечительства имеются все данные, которые понадобятся приемным родителям, а также список детей, которых можно усыновить.

Важным моментом на пути реформирования интернатной системы России является создание подобных сайтов во всех округах, для того, чтобы стала популярна опека и попечительство.

«Люберцы» – это лишь первый шаг к информированию жителей Подмосковья о том, как они могут стать приемными родителями и оформить официальную опеку.

Еще одна проблема опеки и попечительства

Недавний законопроект, согласно которому российских детей запрещается усыновлять гражданам США, существенно заострил проблемы опеки и попечительства, вместо того, чтобы их развязать. Так с 1991 года из всех усыновленных иностранцами детей погибло 5 человек и 16 стали жертвами несчастного случая.

Статистика судеб российских детей, усыновленных в родной стране, несколько более пугающая. Из них погибло 1220 детей и 12 были убиты своими опекунами. Данный закон лишает детей полноценных семей, в которых им бы было доступно общение со взрослыми, так необходимое их формирующейся психике, не говоря о материальном достатке.

Многие операции, которые невозможно провести в РФ, можно было бы сделать в США, но после ратификации закона, дети лишаются шанса на здоровое будущее.

На сегодняшний день Российская Федерация имеет ряд серьезных проблем, требующих немедленного решения. При этом детей продолжают усыновлять, опекать и попекать, проходя все бюрократические трудности и даря им настоящую семью и любовь.

Пока государство решает проблемы на своем уровне, каждый из нас может решить их в рамках своих возможностей.

Подумайте, вдруг вы уже готовы посвятить свою жизнь маленькому ребенку, взяв его под опеку? Мы можем еще долго ждать решения всех проблем, а может начать решать их прямо сейчас, творя при этом добро и помогая другим обрести дом.

Источник: https://www.sweetchild.ru/adoption/arhive/aktualnye-problemy-detey-sirot-v-rossii

Проблемы опеки и попечительства и пути их решения

Проблемы органов опеки и попечительства и пути их решения

В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц.

В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ) [1].

Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты.

Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство.

Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.

Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.

В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства, желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2013 году ситуация по-прежнему остается критической.

В рамках курсовой работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст.

29 Закона «Об опеке и попечительстве» указывается: «Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя» [3]. Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст.

39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: «Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно» [1].

Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона «Об опеке и попечительстве» [3].

Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства.

С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ.

С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти – акта органа опеки и попечительства.

Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частноправовую, договорную форму.

Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании («классическая») опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании).

Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на «экспансию» гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений.

Создается впечатление, что таким «волевым» способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к.

превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как «de facto», так и «de iure». По существу, свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве.

В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п.

В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст.

13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.

В настоящей курсовой работе проанализирована опека, попечительство, патронаж, как форма защиты отдельных категорий граждан. В результате проведенного исследования можно сказать следующее.

Опека – это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=-FqzagOi_V4

Попечительство отличается от опеки основаниями возникновения и тем, что попечитель не самостоятельно совершает от имени подопечного сделки, а лишь даёт согласие на их совершение. Остальные обязанности опекуна лежат и на попечителе.

В соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа.

Под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию своего здоровья: болезнь, физические недостатки, немощность по старости.

Важными характерными признаками, отличающими патронаж от других предусмотренных законом форм попечительства, являются: наличие у опекаемого лица гражданской дееспособности в полном объеме; личное волеизъявление указанного лица на установление над ним попечительства в форме патронажа.

Во второй главе курсовой работы представлены статистические данные опеки, попечительства, патронажа и основные проблемы в российской федерации. В результате можно сказать, что на семейные формы устройства в 2013 году в семьи российских граждан было передано 62,9 тыс.

детей, из них 8,2 тыс. – на усыновление, 34,9 тыс. – под опеку (попечительство), в том числе 19,7 тыс. – на возмездную форму опеки (попечительства). В 2013 году сохранилась тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года.

Во-первых, в науке семейного права дискуссионным остается вопрос непосредственно о правовой природе названного института, а именно, это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт?

Во-вторых, заслуживает одобрения и поддержки признание законодателем возмездной основы осуществления опеки (попечительства). Представляется допустимым рассматривать осуществление опеки (попечительства) как оказание специальных услуг.

В-третьих, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют особый правовой статус по сравнению с детьми, имеющими полноценную семью.

Опекун (попечитель), в отличие от родителей, имеет широкий круг обязанностей, обусловленный возложенной на него социальной функцией воспитания и развития личности подопечного.

При этом законодатель, уделяя отдельное внимание социальной роли опекуна (попечителя), предусмотрел также ряд льгот.

В-четвертых, анализ правоотношений, возникающих между родителями ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и опекуном (попечителем) ребенка, дает основание сделать вывод об их особой правовой природе. Данные отношения занимают самостоятельную нишу в сфере семейных правоотношений, составляющих предмет семейного права.

В-пятых, развитие и совершенствование данной формы устройства, позволявшей на протяжении веков обеспечивать достойное существование отдельных категорий лиц, необходимо рассматривать как одну из задач государства, что предполагает обеспечение с его стороны эффективности функционирования данного социального института.

В этой связи урегулировать одновременно отношения и по выявлению, и по устройству лица, и отношения опекунов (попечителей) с их подопечными, и все иные отношения, вытекающие из установления опеки (попечительства), можно только в рамках института законодательства.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ – Часть 1 // «Собрание законодательства РФ», 1994, N 32, ст. 3301.

Источник: https://studwood.ru/849122/pravo/problemy_opeki_popechitelstva_puti_resheniya

Закон и порядок
Добавить комментарий